Вопрос-ответ

Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Статус регионального оператора присваивается на срок 10 лет.

ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно Соглашения, заключенного с Правительством Республики Северная Осетия-Алания, с 1января 2021 года в течение 10 лет зоной деятельности регионального оператора является территория Республики Северная Осетия-Алания (за исключением Моздокского района).

Региональным оператором обеспечиваются сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки отходов в мусоровоз.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 № 47008, а также в письме Росприроднадзора от 20.06.2017 № РН-10-02-32/12948.

В соответствии с действующим законодательством обращение с ТКО является коммунальной услугой, в связи с чем плата за нее выделена в отдельную строку. Согласно п. 4,5 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны заключить собственники твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Собственники ТКО – это

  • собственники помещений в многоквартирных домах,
  • собственники частных домовладений,
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.

Плата за ТКО начисляется за количество проживающих в жилом помещении. В случае, если в квартире (индивидуальном жилом доме) никто не проживает, то начисления производятся на собственников недвижимого имущества.

Собственники индивидуальных жилых домов (части индивидуальных жилых домов), а также жители и собственники жилых помещений в МКД (у которых принята форма непосредственного управления домом) обязаны обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. Услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты, т.е. путем совершения конклюдентных действий.

Это когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления. Договор оферты опубликован в газете на официальном сайте регионального оператора www.eralania.ru. Таким образом, оформление договора в письменном виде не является обязательным для физических лиц (жителей и собственников квартир и домов), в отличие от юридических лиц.

Собственник ТКО обязан, в том числе заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, оплачивать услуги регионального оператора по цене, установленной по единому тарифу на услугу регионального оператора.
Порядок заключения договора указан в разделе «Договоры с потребителями» на сайте.

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз отходов, утратили силу с 01 января 2021 г. Собственник ТКО обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Услуга по обращению с ТКО с 1 января 2021 года (начало оказания услуг Региональным оператором) относится к коммунальным услугам, и на нее распространяются все льготы, которые предоставляются по остальным коммунальным услугам. Для оформления льготы необходимо обратиться в территориальные органы социальной защиты населения.

По умолчанию договор на оказание услуги по обращению с отходами заключается между региональным оператором и управляющей компанией. Если собственники квартир в МКД хотят заключить прямые договоры с региональным оператором, они должны провести общее собрание собственников и проголосовать за это решение. В случае принятия такого решения договор на оказание услуги по обращению с ТКО, на основании предоставленной копии такого решения, региональный оператор заключит с каждым собственником квартир в данном МКД.

В соответствии со ст. 24.7 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг с региональным оператором. С момента утверждения единого тарифа на услуги регионального оператора обязанность потребителя по их оплате наступает независимо от наличия заключенного договора.

Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ № 354, которое утверждает правила оказания коммунальных услуг, если же в квартире или домовладении никто не проживает, то начисление платы происходит, исходя из количества собственников данного жилого помещения.

Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и пр. Твердые коммунальные отходы образуются не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По действующему федеральному законодательству за состояние контейнерной площадки отвечает собственник земельного участка. Если контейнерная площадка входит в состав общего имущества МКД, то ответственность за ее содержание возлагается на управляющую компанию либо иное юридическое лицо, которое управляет данным МКД. В случае если площадка находится на земельном участке, не входящем в состав общего имущества МКД, то ответственность по ее содержанию возлагается на органы местного самоуправления.

Остались вопросы?

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, Вы можете связаться с нашими специалистами.